Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Психическое здоровье детей за-висит от социально-экономических, экологических, культурных, психоло-гических и многих других факторов.
По мнению авторов (В.С. Мухина, Л.И Божович, Т.А. Репина, А.А. Бодалев и другие), ребенок, как наиболее чувствительная часть общества, подвержен различным негативным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее частыми явлениями у детей являются тревога и страхи (Е.Б. Ковалева, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и другие).
Страх - самая опасная из всех эмоций. Обширные исследования тревоги обеспечивают отличную основу для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Существует мало литературы по этой проблеме. Хотя проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна. Проблема тревожности мало используется дошкольниками на практике. И пока они еще находятся в детском саду, дети должны пройти все тесты на тревожность и преодолеть барьер страха в своем сознании.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Феномен страха в психолого-педагогической литературе
Концепция страха была разработана многими исследователями и имеет различные интерпретации. Так, в «Толковом словаре живого вели-кого русского языка» В. Даль определяет страх как страстность, беспокой-ство, робость, сильное предчувствие, тревожное состояние души, вызван-ное страхом перед грозящей или воображаемой катастрофой.
«Краткий словарь системы психологических понятий» отмечает, что страх - это эмоция, биологически обусловленная потребностью избегать опасности; в его основе лежит пассивный или активный защитный рефлекс, который определяет его астеническое или стеническое развитие [8].
В психологическом словаре указывается, что страх - это психологи-ческое состояние, основанное на инстинкте самосохранения в ответ на то, что является реальным или воображаемым.
В большом толковом медицинском словаре страх трактуется как эмоциональное состояние, вызванное грозящей опасностью и обычно ха-рактеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека, а также физиологическими и поведенческими реакциями.
В современном словаре психологии страх определяется как аффек-тивно-чувственная эмоция, возникающая у субъекта в обстоятельствах угрозы - страха за свое социальное или биологическое существование.
А. Ребер в «Большом толковом психологическом словаре» интер-претирует страх как эмоциональное состояние, которое возникает при наличии или ожидании опасного или вредного стимула. Страх обычно ха-рактеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного желания убежать или напасть и серией симпатических реакций.
Согласно З. Фрейду, страх - это состояние аффекта - сочетание опре-деленных ощущений из серии удовольствие - неудовольствие с соответ-ствующими иннервациями разрядки напряжения и его восприятием, а так-же, вероятно, отражение определенного значимого события.
Расширять и уточнять концепцию, сформулированную 3. Фрейд, М.М. Решетников определяют страх как «переживание, растянутое во вре-мени, связанное с ожиданием опасности и формированием общей готовно-сти, даже если ее сущность неизвестна»; страх связан с «объектом, которо-го вы боитесь, но он специфичен и известен» [29].
К. Изард отметил, что страх переживается как тревожное предчув-ствие, тревога, дурные предчувствия. Человек чувствует, что ситуация больше не находится под контролем, он испытывает все большую неуве-ренность в собственном благополучии, страх переживается как чувство аб-солютной незащищенности и неуверенности в собственной безопасности [13].
Согласно Г. Крайгу, страх - это эмоция, которую человек стремится избежать или свести к минимуму, но в то же время тревога, проявляющая-ся в легкой форме, способна стимулировать обучение.
В.В. Зеньковский рассматривает страх как одну из основных и врож-денных форм реакции души: меняются объекты страха, меняется выраже-ние страха и его влияние на внутренний мир человека, на его поведение, но страх как общеизвестная форма оценки, как своего рода отношение к ми-ру, а отношение к людям всегда остается неизменным.
Ю.А. Неймер определяет этот термин как «эмоциональное состояние - явление, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социаль-ному существованию индивида, направленное на источник реальной и во-ображаемой опасности».
С.С. Степанова определяет, что страх - это эмоционально интенсив-ное чувство страха в ответ на реальную или воображаемую угрозу жизни и благополучию. В ситуациях явной опасности для жизни, например, при обмороке, удушье, внезапной потере равновесия, падении и т.д., страх яв-ляется инстинктивным и представляет собой защитную реакцию, средство защиты.
А.И. Захаров рассматривает страх как аффективное (эмоционально острое) отражение в сознании человека, осознание конкретной угрозы жизни и благополучию [10].
Е. П. Ильин определяет это понятие как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного, когда они испытывают реальную или воображаемую опасность для своего здоровья и благополучия. Однако, по мнению автора, если страх не толь-ко целесообразен, но и полезен для человека как биологического существа, то для человека как социального существа страх может стать препятствием на пути к достижению его целей.
Известный физиолог И.П. Павлов определяет страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-защитной реакции с небольшим искрив-лением коры головного мозга. Страх основан на инстинкте самосохране-ния, имеет защитный рефлекс и сопровождается определенными физиоло-гическими изменениями в высшей нервной деятельности».
Таким образом, интерпретации понятия страха можно сгруппиро-вать следующим образом: 1) страх - это специфическая эмоция (психиче-ский процесс). В большинстве определений сущность этого эмоционально-го процесса не раскрывается, указываются только ситуации или причины, вызывающие страх; 2) страх - это психическое (эмоциональное) состояние (чаще всего также указываются ситуации или причины, вызывающие страх) [15].
1.2 Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста
Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее, беспокойство, могут сознательно культивироваться роди-телями в процессе воспитания или прививаться детям в рамках навязанной ими системы ценностных ориентаций. Матери более склонны, чем отцы, делиться с детьми своими страхами из-за более тесного биологического и эмоционального контакта, хотя бы потому, что они хотят защитить своих детей от повторения своих страхов. Но именно это и привлекает особое внимание к опасности, лежащей в основе того или иного страха. Если при-нять во внимание страх матерей, беззащитность детей и их неуверенность в себе, феномен страхов не кажется необычным. В целом, матери более «успешны» в передаче детям тревожных страхов, в то время как отцы – в лицемерии и сомнении в правильности своих действий. Все это вместе со-здает у детей тревожную и подозрительную реакцию как основу для стра-хов, дурных предчувствий и сомнений [31].
Существует так много страхов, что разобраться в них непросто. Есть много способов классифицировать их по определенной характеристике. Например, их можно разделить на группы в зависимости от того, чего че-ловек боится - это классификация по формуле страха. Известный психиатр М. Карвасарский выделил восемь основных аспектов страха.
1. Страх перед пространством, который проявляется в различных формах.
Агорафобия - это боязнь открытых пространств. К этой группе отно-сится страх перед глубиной и высотой.
2. Социальные фобии, связанные с общественной жизнью. К ним от-носится эретофобия - страх покраснеть в присутствии людей. Страх перед публичными выступлениями носит личный характер, и в то же время, по мнению экспертов, его легко преодолеть, и он зависит от регулярных тре-нировок. Страх встречаться с людьми.
3. Нозофобия - это страх заболеть. Этот тип навязчивого страха все-гда присутствует в обществе в разной степени, но он становится особенно острым и приобретает массовый характер во время эпидемий.
4. Танатофобия - это страх смерти.
5. Сексуальные страхи.
6. Страх причинить вред себе и своим близким.
7. Контрастные фобии. Например, страх произнести вслух неумест-ные слова в компании хорошо воспитанного человека или сделать что-то неприличное, непристойное, грязное со священником.
8. Фобофобия - это страх перед чем-то, чего нужно бояться.
Другие психиатры, такие как Седок и Каплан, подразделют страхи на конструктивные, естественные защитные механизмы, чтобы лучше адаптироваться к экстремальным ситуациям, и патологические, которые представляют собой неадекватную реакцию на определенный стимул по интенсивности или продолжительности, часто приводящую к ситуации психического заболевания. Можно разделить страхи на детские и взрос-лые, первичные и вторичные, по другим признакам, и у каждой такой классификации есть свои плюсы и минусы.
Ю. Щербатых в книге «Психология страха» делит все страхи на три группы: естественные, социальные, внутренние.
У первой группы будут страхи, непосредственно связанные с угро-зой жизни человека; вторая представляет собой болезни и опасения по по-воду изменения своего социального статуса; третья группа страхов, в от-личие от двух предыдущих групп, рождается только человеческим созна-нием и не имеет реальных оснований для беспокойства [8].
Между тем, существуют промежуточные формы беспокойства, кото-рые существуют на грани двух разделов. К ним относится, например, бо-язнь пауков. С одной стороны, есть ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен или даже смертелен, но шансы встретить его на наших просторах минимальны, и люди боятся всех пауков, даже совер-шенно безобидных. В подавляющем большинстве случаев люди боятся не конкретного животного, а ужасающего образа, который они сами создали в своем сознании в детстве. Следовательно, эта фобия относится к первой и третьей группам страхов.
Естественные страхи.
1. Атмосферные явления.
Страх перед громом и молнией - один из древнейших страхов чело-вечества. Этот страх заложен в мозг животных эволюцией на уровне врожденного инстинкта, и человек здесь не исключение.
2. Астрономические явления.
Солнечные затмения были одним из природных явлений, вызывав-ших наибольший страх у людей в древние времена. Внезапное исчезнове-ние солнца в ясном небе вызвало панику среди людей, поскольку это было воспринято как конец света. Кометы были ужасны и для людей. Поскольку войны на Земле велись почти постоянно, города и деревни регулярно под-вергались опустошению из-за неурожаев и голода, люди ассоциировали этих существ с мохнатыми звездными странниками и трепетали при виде их. Люди рассматривали кометы не только как предвестники различных несчастий, но и как прямую угрозу собственной жизни.
3. Вулканы и землетрясения.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ КОРРЕКЦИИ
2.1 Анализ средств коррекции страхов у старших дошкольников
В психолого-педагогической литературе описаны различные спосо-бы коррекции страхов различной этиологии. В целом все предложенные варианты условно делятся на три группы:
1. игра со страхом;
2. рисунки о страхе;
3. пересказывание страха (сказки, рассказы, ужастики).
На основе этих данных можно создать ряд методов исправления, ко-торые включают:
1. Приемы, основанные на использовании метода игры: «Игра с тем-нотой», «Чехарда», «Прогулка вслепую», «Угадай, кого я боюсь» (по пер-вой и последней буквам).
2. Техники, основанные на использовании изотерапии: «Справиться с нарисованным страхом», «Я уже не боюсь».
3. Методы, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка о страхе».
Чтобы избежать детских страхов, предлагаеся работать с родителя-ми.
Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Прежде всего, рекомендуется использовать методы, основанные на использовании метода игры. Основная задача этого метода - научить ребенка испытывать положительные эмоции, что положительно скажется на его психике. Основным средством является разнообразная иг-ровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ре-бенка и помогает ему строить доверительные отношения со взрослыми и сверстниками.
Для игры «В страхе» выбирается сюжет, предметы, символизирую-щие то, чего боится ребенок (вампир, волк, Баба Яга, собака), с этими предметами разыгрывается сюжет. Дети борются со своим страхом.
Мы выбрали следующие игровые приемы: «Играй с темнотой», «Паж», «Угадай, чего я боюсь», «Иди вслепую».
В «Игре с темнотой» ребенок жестами показывает, чего он боится, и другие угадывают этот страх. Учащиеся могут испытывать трудности, например, бояться темноты и одиночества, а дети не всегда могут показать жестами. Поэтому возникают трудности с угадыванием. Однако это не уменьшает корректирующую силу этой игровой техники.
В игре «Чехарда» принимают участие 3-5 детей. Один стоит на чет-вереньках. Следующий подбегает и пытается перепрыгнуть через него. Ес-ли он прилипнет к спине, он останется там. Игра позволяет снять мышеч-ные зажимы, боязнь прикосновений и застенчивость у детей, помогает укрепить опору и расширить диапазон движений.
В игре «Чего я боюсь?» дети называют первую и последнюю буквы определенного слова, которого они боятся или кого боятся. Другие дети догадываются об этом.
В игре «Прогулка вслепую» один ребенок закрывает глаза, а другой выступает в роли проводника (подсказывает, куда идти: вправо, влево). Препятствия, которые преодолевает ребенок, - это стулья, расставленные в классе.
Коррекционная работа проводится не с тревогой, а с личным отно-шением ребенка к причинам, которые ее породили.
Детям объясняют, что такое пугающий объект (собака, темнота), как он устроен, откуда он взялся, и устраняют пробелы в восприятии ребенка, которые обычно заполняются путем приписывания этому объекту опас-ных, ужасающих свойств. Если страх вызван случайной эмоциональной реакцией взрослого («Осторожно, слой пес!»), запечатлен в сознании ре-бенка или каким-либо другим неизвестным обстоятельством, то, скорее всего, это произойдет.
Использование этих методов помогает детям строить доверительные отношения со сверстниками, преодолевать чувство одиночества и забро-шенности, а также страх.
Затем мы предлагаем использовать методы, основанные на примене-нии изотерапии, чтобы лишить дошкольников ощущения постоянной угрозы со стороны окружающего мира; преодолеть страх и тревогу, изобразив их страх графически. Графическое отображение страхов требу-ет волевых усилий и уменьшает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования страх «возрождается», но в то же время осознается условность вашего образа.
2.2 Программа коррекции страхов у старших дошкольников
Страхи у детей старшего дошкольного возраста, основанные на ана-лизе теоретической и методической литературы. Разработанная коррекци-онная программа сложна и включает в себя арт-терапевтические методики (изотерапия, песочная терапия, пластилинотерапия, сказкотерапия). Акту-альность программы обусловлена тем, что в современных реалиях количе-ство стрессоров, влияющих на личность, увеличивается.
Представители дошкольного возраста особенно подвержены этому негативному влиянию, поскольку ребенок может стать жертвой влияния множества неблагоприятных факторов, одним из которых являются дет-ские страхи, что способствует замедлению психических процессов разви-тия личности. Актуальность заявленной проблемы обусловлена необходи-мостью проведения коррекционных мероприятий, направленных на устранение страхов и неврозов у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и арт-терапевтическими средствами.
Целью программы является создание условий для психологической коррекции, устранения и преодоления страхов у детей старшего дошколь-ного возраста.
Задачи: 1. Формирование и развитие эмоциональной сферы личности детей старшего дошкольного возраста старшего возраста. 2. Снижение чувствительности к ведущим страхам детей старшего дошкольного воз-раста, снижение выраженности страхов. 3. Снижение уровня тревожности и нейтрализация эмоционально негативных переживаний.
Продолжительность программы: Программа рассчитана на 10 заня-тий. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю, исходя из организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и графика работы педагога-психолога образовательного учреждения.
Виды деятельности: групповые, индивидуальные занятия.
Структура урока: каждый урок начинается с приветствия и лекции, включает основную часть корректирующих действий с использованием техник арт-терапии, а заключительный этап - рефлексивный анализ урока (ритуал прощания).
Программа предполагает специально организованную работу по овладению навыками, приобретенными в группе, и их применению в ре-альной жизни. Эта работа включает в себя систему домашних заданий: ве-дение дневника эмоциональных состояний детей родителями (законными представителями), чтение специально подобранной литературы, повторе-ние упражнений, которые ребенок выполнял в рамках коррекционной программы на базе учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были выявлены понятие страха, тревожности, рассмотрены их классификации и причины. Детально проанализированы авторские мнения в современной психологической литературе поданной тематике. На основании данного анализа можно сделать следующие выво-ды.
В возрасте 5-7 лет дети больше всего стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики в эти годы стремятся быть похожими на своего авторитетного отца как представителя мужского пола, а девочки - на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками того же пола. Если у мальчиков отсутствие отца, неуверен-ность в нем и чрезмерное опекающее, замещающее отношение матери при-водят к самоотверженности, инфантилизму и тревожности, то у девочек усиление страхов, скорее всего, связано с тем, что они общаются с беспо-койной, лишенной поддержки матерью. Кроме того, на частоту возникно-вения страхов влияет количественный состав семьи. И девочки, и мальчики старшего дошкольного возраста испытывают значительно большее коли-чество страхов в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствитель-ность этого возраста к разрыву отношений между родителями.